Краткий физико-технический справочник. Т.1 / Под общ. ред. К.П. Яковлева. М.: ФИЗМАТГИЗ. 1960. — 446 с.

Краткий физико-технический справочник. Т.1 (1960)

Этот справочник предназначается главным образом для студентов втузов; он может быть полезным также инженерам, техникам и преподавателям втузов.

Перед авторами и редакцией «Краткого физико-технического справочника» стояла задача – дать в трех небольших по объему и формату книжках наиболее важный материал для справок по математике, физике (том I), общетехническим дисциплинам – общей механике, сопротивлению материалов, теории механизмов и машин (том II) и тем техническим наукам, которые непосредственно опираются на физику (аэро- и гидродинамика, техническая термодинамика, электро- и радиотехника – (том III). Книги такого рода издавались и раньше); они печатались большими тиражами и всегда получали широкое распространение. В отличие от них настоящий справочник назван «физико-техническим»: в нем первым двум отделам уделено особенно большое внимание, так как роль физики и математики в технике за последние десятилетия значительно возросла.

Указанную задачу возможно было решить лишь путем очень жесткого отбора материала, сжатого изложения и больших сокращений того, что раньше предполагалось поместить.

В отделе «Математика» основное внимание было обращено на высшую математику; этот материал соответствует содержанию общевтузовской программы; где оказывалось возможным, приведены только формулы почти без пояснительного текста. По элементарной математике, как правило, не приводятся сведения, которые должны быть хорошо известны в школе; во всяком случае читатель не найдет в этом справочнике формул квадрата суммы и разности, площади прямоугольного треугольника, длины окружности, определения синуса и косинуса и т. д. – эти сведения напрасно занимали бы здесь место, так как читатель, на которого рассчитан справочник, вряд ли может в них нуждаться. Глава «Некоторые сведения из элементарной математики» в справочнике имеется, но в ней преобладает материал, который выходит за пределы школьного курса.

В отделе «Физика» собран материал, необходимый для работ в физических лабораториях: изложение втузовского курса общей физики, даже конспективное, потребовало бы сильного увеличения книги. Здесь приведены: анализ размерностей, обработка результатов наблюдений и большое количество таблиц по всем разделам физики, а также таблицы общих свойств химических элементов, основных неорганических и органических соединений и некоторых минералов. Числовые материалы в таблицах проверены по последним данным, опубликованным в нашей и зарубежной литературе (главным образом, германской, английской и американской).

Сведения, помещенные в отделах «Общая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин», «Аэро- и гидродинамика», «Техническая термодинамика», «Электротехника» и «Радиотехника» представляют собой конспективное изложение соответствующих курсов, установленных по этим дисциплинам основными втузовскими программами для машиностроительных и энергетических специальностей.

В конце первого тома помещены краткие математические таблицы, достаточные для предварительных расчетов, и для облегчения ориентировки в справочнике – перечень физических таблиц и алфавитный указатель.

Годы открытия химических элементов